Мониторинг состояния окружающей среды

Согласно главе X Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Об охране окружающей среды" в Российской Федерации государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) осуществляется в рамках единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации, посредством создания и обеспечения функционирования наблюдательных сетей и информационных ресурсов в рамках подсистем единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), а также создания и эксплуатации уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти государственного фонда данных.

Уполномоченным федеральным органом, осуществляющим государственный экологический мониторинг, является Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России) .

Единая система государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) включает в себя подсистемы:

  • государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды;
  • государственного мониторинга атмосферного воздуха;
  • государственного мониторинга радиационной обстановки на территории Российской Федерации;
  • государственного мониторинга земель;
  • государственного мониторинга объектов животного мира;
  • государственного лесопатологического мониторинга;
  • государственного мониторинга воспроизводства лесов; (абзац введен Федеральным законом от 12.03.2014 N 27-ФЗ)
  • государственного мониторинга состояния недр;
  • государственного мониторинга водных объектов;
  • государственного мониторинга водных биологических ресурсов;
  • государственного мониторинга внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации;
  • государственного мониторинга исключительной экономической зоны Российской Федерации;
  • государственного мониторинга континентального шельфа Российской Федерации;
  • государственного экологического мониторинга уникальной экологической системы озера Байкал;
  • государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания.

 

 В соответствии с Областным законом Ленинградской области от 29.02.2008 №11-оз "Об экологическом мониторинге в Ленинградской области" на территории Ленинградской области объектами экологического мониторинга являются:
- состояние природной среды и ее отдельных компонентов, в том числе атмосферного воздуха, земель, недр, почвы, водных объектов, лесов и зеленых насаждений, объектов животного и растительного мира, иных организмов, а также природные процессы;
- природные, природно-антропогенные и антропогенные объекты;
- природно-климатические условия.

Уполномоченным органом мониторинга окружающей среды в Ленинградской области является структурное подразделение Комитета экологического надзора ЛО - Ленинградское областное государственное казенное учреждение «Государственная экологическая инспекция Ленинградской области» (ЛОГКУ «Леноблэкоконтроль»).

ЛОГКУ «Леноблэкоконтроль» создано в соответствие с Постановлением Правительства Ленинградской области от 30 ноября 2010 года №324, путем изменения типа существующих бюджетных учреждений Ленинградской области. Учредителем Учреждения является Комитет государственного экологического надзора Ленинградской области (далее – Комитет).

Основными целями Учреждения является обеспечение реализации полномочий Комитета, в части осуществления контрольно-надзорных мероприятий на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, а также реализация полномочий по федеральному государственному лесному и пожарному надзору на землях лесного фонда.

Для решения достижения указанной цели Учреждением осуществляются следующие основные виды деятельности:

  • организация и проведение на землях лесного фонда контрольных мероприятий по осуществлению федерального государственного лесного надзора и федерального государственного пожарного надзора в лесах;
  • материально-техническое, информационное, организационное транспортное и иное обеспечение деятельности Комитета;
  • сбор, учет, обработка, анализ информации о результатах контрольно-надзорной деятельности Комитета, о материалах административных дел, а также информации о начисленных и взысканных административных штрафах;
  • осуществление функций государственного заказчика;
  • регистрация сообщений, поступающих по телефонам «Зеленой линии»;
  • проведение лабораторных исследований;
  • обеспечение инструментальной поддержки Комитета при проведении контрольно-надзорных мероприятий (геодезические, маркшейдерские и прочие обмеры территорий);
  • проведение экологических экспертиз и осуществление расчётов вреда, нанесенного окружающей среде.

Штатная численность Учреждения 52 единицы. В учреждении есть 6 отделов: отдел лесного надзора и пожарного надзора в лесах, финансово-юридический отдел, экспертно-лабораторный отдел, отдел информации, отдел материально-технического обеспечения и экспертная группа.

 

Кроме этого в соотвествии со ст. 11 Областного закона ЛО от 29.02.2008 №11-оз "Об экологическом мониторинге в Ленинградской области", юридические и физические лица, не являющиеся субъектами локального экологического мониторинга, вправе осуществлять добровольный экологический мониторинг. При этом лица, осуществляющие добровольный экологический мониторинг, обязаны соблюдать требования в сфере государственного экологического мониторинга, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, областными законами и иными нормативными правовыми актами Ленинградской области.

 

современное состояние окружающей среды в ЛО