Экологический кодекс Ленинградской области

01 April 2024
 
30 марта 2024 г. в Санкт-Петербурге прошло публичное обсуждение проекта "Экологического кодекса Ленинградской области", разработанного семью депутатами-коммунистами Законодательного Собрания ЛО.
 

Миллионы жителей Ленинградской области и Санкт-Петербурга – единое социально-экологической пространство — водосборный бассейн Финского залива. Оно разделено множеством административных границ, в которых действуют различные экологические нормы, которые часто не согласуются.

Экологический кодекс Ленинградской области по замыслу разработчиков может не только объединить в одном документе региональные экологические нормы, разбросанные в различных законах. Он может стать более эффективным механизмом для осознанного влияния общественности и законодателей региона на принимаемые решения.
Например, на южном берегу Финского залива сейчас реализуются федеральные проекты, которые затрагивают интересы жителей Санкт-Петербурга и области. Это строительство двух новых (500 млрд руб.) и вывод из эксплуатации четырех старых энергоблоков Ленинградской АЭС (примерно 600 млрд руб.),строительство газохимического комплекса в районе Лужской губы (около 1000 млрд руб.) и, наконец, строительство Ленинградского глиноземного завода (400 млрд руб.).

На каждый погонный метр береговой линии от Санкт-Петербурга до границы с Эстонией приходится более 12 млн рублей вложений в природоразрушающие объекты. Они негативно влияют на ООПТ, нерестовые реки – источники водоснабжения, леса, пляжи Финского Залива, объекты культурного наследия федерального, регионального и местного значения.
Решения по этим объектам принимаются в Москве. Областные чиновники согласуют их размещение, желая получить миллиарды рублей в бюджет, а миллионы жителей двух регионов, интересы которых затрагиваются, фактически не имеют адекватной информации и эффективных механизмов влияния на ситуацию.
Выступающие на слушаниях представители общественности предлагали внести в кодекс меры ответственности чиновников за принимаемые (и не принимаемые!) решения. Говорилось, также о правовом нигилизме и низкой экологической культуре лиц, принимающих решения.

Депутаты Законодательных Собраний Санкт-Петербурга и Ленинградской области отметили необходимость общих законодательных норм для двух этих субъектов.
Эксперты-экологи предложили, чтобы в основе экологического кодекса был экосистемный подход, защищающий не только людей, но и экосистемы регионов.
Представители региональных правительств обошлись лишь общими комментариями, сославшись на то, что не успели детально познакомиться с законопроектом.
В обсуждениях активно участвовали представители общественных объединений Против полигона ТБО и завода на Дубровке и Против мусорного полигона у истоков фонтанов ПетергофаРОО "Токсовские озера"АНО "Дудергоф", движения СТОП РУСАЛОбщественный совет южного берега Финского залива, а также активисты из Гатчины и Вистино.
Предложения по совершенствованию текста Экологического кодекса поступили от юристов-экологов из Башкортостана (Александр Веселов) и Челябинской области (к.ю.н. Андрей Талевлин).

Из новелл, предложенных на слушаниях и в самом проекте "Экологического кодекса" - введение страхования экологической ответственности заказчиков и подрядчиков любых техногенных проектов, реализуемых и предложенных к реализации в ЛО и введение обязательных публичных слушаний подобных проектов, а для особо опасных из их числа - обязательное проведение референдумов по планам их реализации.

С проектом "Экологического кодекса ЛО" можно ознакомиться тут.

Прошедшие слушания только начало, а не итог обсуждения законопроекта. До 15 апреля 2024 года свои предложения по улучшению Законопроекта можно направлять Ивану Кирилловичу Апостолевскому, депутату ЗакСа Ленинградской области и одному из разработчиков проекта на адрес apost47sb@gmail.com

 

 

По материалам "Общественного совета южного берега Финского Залива"