В петле дорог...

28 February 2023

«Светлое будущее» Токсово.

Помните камингаут Судьи Рока из легендарной картины «Кто подставил Кролика Роджера»? В ней чудесный добрый город, населённый мультяшками – Мультаун, может просто исчезнуть по воле одного сумасшедшего мульта, который ловко маскируется под окружного судью и при этом преследует свои корыстные интересы. Нет?

Напомним.

Джессика Рэббит: «Думаешь, никто не заметит исчезновения Мультауна?»

Судья Рок: «Тем, кто проносится мимо на скорости 120 километров в час, плевать на судьбу дурацких мультяшек.»

Джессика Рэббит: «Но через Мультаун не проходит дорога!»

Судья Рок: «ПОКА не проходит! Только представьте себе, здесь, на развалинах Мультауна, будет построено восьми-полосное сверх-скоростное шоссе – АВТОСТРАДА! Отсюда – и до самой Пасадены! Ровно, чисто, быстро. Я представляю, как потоки машин несутся по автостраде! Туда, сюда! Туда, сюда! Весь день, всю ночь, круглые сутки! Вокруг автострады вырастут, как грибы после дождя, сотни заправочных станций, дешёвых мотелей, закусочных и кафе быстрого обслуживания, автосалонов, сотни мастерских шиномонтажа и бесподобных, дивных рекламных щитов во все стороны - до самого горизонта! Потрясающе! Светлое будущее!»

И если у Диснея сказка была со счастливым концом, то у нас всё может обернуться иначе…

К сожалению, прекрасные Токсовские холмы, леса, болота и озёра в реальности может постигнуть несбывшаяся катастрофическая судьба диснеевского Мультауна! И не только Токсовские, но и Всеволожские, Кузьмоловские, Куйвозовские, Запорожские, Ореховские, Сосновские и Суходольские!

В опубликованном проекте изменений в федеральную схему территориального планирования в области транспорта Ленинградской области указана «предварительно согласованная» трассировка железнодорожной ветки северо-восточного обхода Санкт-Петербурга (https://fgistp.economy.gov.ru/lk/#/document-show/292435)

 

Трассировка весьма спорной магистрали не просто плохая и абсолютно безосновательная, она просто обескураживающая! Судите сами. Двухколейная электрифицированная трасса проходит по железнодорожному мосту через Неву в её среднем течении – через мост в Павлово на Неве. Трасса умозрительно (то есть – без каких бы то ни было расчётов вообще!) тем не менее «рассчитана» на 308 составов в сутки! Трасса практически проходит по посёлкам и деревням: Проба, Лехтуси-парк, Вуолы, Замостье, Петровское, Ольховка; по СНТ: «Лазурное-2», «Светлица», «Пирит-1», «Озёрное», «Хрустальное», «Защита», «Лесная поляна», «Матокса», «Изумрудные горки», «Никитолово», «Турышево», «Пески-ЛМЗ», «Пески-ВНИИРА», «Пески-3»; по берегам малых водных объектов Всеволожского и Приозерского районов: озеро Большое, Пугаревский карьер, Кузьмоловский карьер, озеро Хепоярви, озеро Кайгаслампи, Ново-Токсовские карьеры, озеро Мустаярви, озеро Хенеярви, озеро Воякоярви, озеро Кортелампи, озеро Змеинка, озеро Паскоярви, озеро Сенное, озеро Сиркиярви, озеро Кивиярви, озеро Большое Медвежье, озеро Прохладное, озеро Петровское; по болотным угодьям, которые питают все малые водные объекты юго-западного Приладожья, через малонарушенные лесные массивы, являющиеся без преувеличения народным достоянием.

  

Кратко о «проекте».

Источник финансирования - инвестиционная программа ОАО «РЖД».

Из обоснований необходимости строительства новой ветки железнодорожного обхода – слова и лозунги: «сохранение архитектурного облика Санкт-Петербурга (!), негативное влияние имеющихся ж/д маршрутов на окружающую среду и условия жизни горожан (новые маршруты, без сомнения, будут «благотворно влиять» на места, где они проложены), планы по значительному росту движения поездов в сторону гос.границы с Финляндией и портов Высоцка, Выборга и Приморска (очевидно, про санкции и прочие актуальные вещи проектанты не слыхали) и пр.»
Вишенка на торте: «Реализация Обхода улучшит качество жизни населения (ха-ха три раза), с возможностью организации тактового движения диаметрального пригородного и внутригородского маршрута Д2 (Гатчина Варшавская – Тосно) (кто на нём кататься будет???), экологическую обстановку в городе (а во Всеволожском и Приозерском районах?), активность жилищного строительства (очевидно, в зоне отчуждения ж/д), создаст пространственное развитие территории (это, очевидно, будет выражаться в убийстве традиционных мест отдыха людей – лесов, озёр, болотных угодий).

Прямые эффекты от реализации проекта на развитие города Санкт-Петербурга и Ленинградской область выражены в следующих показателях эффективности:

  • выручка от индивидуального спроса;
  • повышение транспортной безопасности;
  • эффект от возникновения индуцированного спроса;
  • создание новых рабочих мест;
  • агломерационные эффекты, повышение региональной занятости.»

Расчётов – никаких. Одна лапша! Какая выручка от какого спроса, на что? В чём будет повышение транспортной безопасности? Какой и чем индуцированный спрос и на что? Сколько хотят создать дополнительных рабочих мест? Какой агломерационный эффект будет достигаться и за счёт чего? Насколько повысится региональная занятость и в каких муниципальных районах? Да и вообще, прямой эффект – совсем не показатель эффективности, их даже считают по-разному!!! «Обоснования» напоминают бред.

Зато указано, впрочем, безо всякой конкретики: «Одновременно с этим территория проектирования частично расположена в границах проектируемых ООПТ «Приневский» и «Ореховский», планируемых к созданию согласно Схеме территориального планирования Ленинградской области, утвержденной постановлением Правительства Ленинградской области от 29 декабря 2012 г. № 460.»

А между тем целями создания ООПТ «Приневский» являются:

  • сохранение естественных природных комплексов Приневской низменности;
  • сохранение лесов на берегу реки Нева с участием широколиственных пород и их травянистыми спутниками, прибрежных кустарниковых зарослей на берегу реки Нева как участка массового пролета мигрирующих воробьиных птиц;
  • сохранение болот, в том числе массива болото Песчаное – болото Чистое с окружающей их лесной территорией, а также верховых и переходных болот северной части как места обитания, размножения и стоянки в период сезонных миграций куликов, места обитания и размножения тетерева и глухаря;
  • сохранение урочища Мокрый Луг как места гнездования видов куликов, занесенных в Красные книги различных рангов, места потенциального гнездования черного коршуна, места стоянок ряда видов птиц в период сезонных миграций;
  • сохранение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений, животных и других организмов.

Теперь ничего этого не нужно? Ведь трасса разрезает планируемый ООПТ «Приневский» ровно пополам! Почему молчат ВСЕ?

 

Удивительно то, что постаравшись обойти трассой территорию действующего Ржевского полигона, проектанты буквально катком прошлись по заповедным лесам, по болотным угодьям и по берегам ВОСЕМНАДЦАТИ особо уязвимых малых озёр и карьеров Карельского перешейка, на которых круглый год отдыхают миллионы ленинградцев и петербуржцев! В Токсовском поселении трасса железнодорожной ветки проложена по территории четвёртого несостоявшегося кластера ООПТ «Природный парк «Токсовский» - кластера «Озёра Хепоярви-Воякоярви», площадью 2287,5 га. Этот кластер не был включён в состав ООПТ «ПП «Токсовский» (якобы из-за разногласий с военными, часть земель которых попадала в кластер, но нам кажется, дело не в позиции военных, а в желании некоторых гражданских «освоить» земли Ржевского полигона, что полностью подтверждается трассировкой ж/д обхода). На территории этого кластера в 2013 году силами учёных Санкт-Петербургского Государственного Университета были проведены обследования для обоснования необходимости создания ООПТ. Научный отчёт был положен в основу создания ООПТ «ПП «Токсовский» в составе трёх кластеров из четырёх обследованных. То, что значительная территория вокруг озёр Хепоярви, Воякоярви, Хенеярви, Мустаярви и пр. не была включена в ООПТ, не снижает её природной и рекреационной ценности! Ведь, и камовые холмы, и леса, и болота, и озёра, ручьи и реки, животные и птицы никуда не испарились, они продолжают существовать, составляя собой основу экосистемы северной части Токсовского поселения и юго-западной части Приладожья!

    

Откуда у наших чиновников такое стремление любыми средствами построить ЗА ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕНЬГИ ненужную и даже вредную железнодорожную ветку? Неужели проектантам безразлична жизнь и судьба жителей и хрупкой природы Карельского перешейка? Неужели ради более чем сомнительного «освоения» государственных ассигнований нужно пустить под нож то, что составляет главную ценность Карельского перешейка и Ленинградской области? Неужели построенная в заповедных местах Карельского перешейка за колоссальные средства и толком неиспользуемая железно-дорожная ветка Лосево-Каменногорск наших бюрократов ничему не научила?

КАД-2…

Кроме проекта железно-дорожного обхода нам готовы преподнести ещё один «подарочек» - КАД-2. Такую-же сверх-дорогую и абсолютно ненужную АВТОСТРАДУ! СВЕТЛОЕ БУДУЩЕЕ?!!

Внимание! Из трёх вариантов, обоснованием которых сейчас занимается ООО «Автодор-инжиниринг», два проложены по берегам Осельковского карьера, Хепоярви, Кайгаслампи, Курголовского и Кавголовского озёр, по Ново-Токсовским карьерам, по ООПТ «Природный парк «Токсовский», практически по СНТ «Экология», по коттеджным посёлкам «Туокса», «Кавголовское озеро», «Резиденция у озера», «Негород у Токсово», по ДНТ «Осельки», по п. Нижние Осельки, по двум кластерам ООПТ «Природный парк «Токсовский» - «Курголовское озеро» и «Кавголовское озеро», по питающим озёра болотам, по протокам, рекам и ручьям…

  

 

 Кстати, Кавголовское озеро – единственный источник водоснабжения Рапполово и Токсово.

Что в сложившейся ситуации можем сделать мы – токсовчане и жители Всеволожского и Приозерского районов Ленинградской области?

Мы можем оставить свой негативный отзыв о предлагаемом проекте на сайте ФГИС Минэкономразвития: https://fgistp.economy.gov.ru/lk/#/document-show/292435 .

Для этого необходимо:

  1. Зарегистрироваться на сайте ФГИС МЭР РФ, следуя инструкциям сайта.
  2. Сохранить прилагаемый к этой статье примерный текст с обоснованиями отрицательного отзыва, распечатать его, подписать, отсканировать, сохранить в файл и этот файл послать в качестве приложения к своему отзыву.
  3. Если не хотите распечатывать и подписывать предлагаемый текст - можно в файл .doc вставить копию своей подписи из графического файла любого формата, после чего сохранить его в формате .pdf, далее – послать файл послать в качестве приложения к своему отзыву.
  4. Писать свои обращения и заявления в ООО «Автодор-инжиниринг» с протестом против трассировки КАД-2 по токсовским лесам и озёрам, по нашим с трудом созданным ООПТ.
  5. Распространить призыв к гласному обсуждению в местных пабликах и группах в социальных сетях.
  6. Писать прямые обращения в правительство ЛО, в Минтранс, РЖД, МО РФ с требованиями не давать хода непродуманному и вредному проекту северо-восточного ж/д обхода Санкт-Петербурга.

Мы можем отправить свои обращения о несогласии с проектами прокладки КАД-2 и Северо-восточного железно-дорожного обхода Санкт-Петербурга Министру транспорта РФ, губернатору Ленинградской области, в ОАО "РЖД", в Росавтодор.

Примерный текст обращения